Техника перевозки пчёл

Пасечникам периодически приходится озадачивать себя перевозками инвентаря, оборудования, ульев с пчелосемьями. Причинами этой необходимости служат сезонные работы, например, отправка семей в зимовник, разовые перевозки из-за полного перемещения пасеки, частых вспышек недугов, способных погубить все семьи и так далее. С внутренними перевозками обычно проблем нет. Для их реализации достаточно запастись несколькими пасечными тележками. Сложнее с продолжительными перевозками, с которыми постоянно приходится иметь дело владельцам кочующих пасек.

Под кочёвкой в пчеловодстве понимают перевозку пасек в места с посевами, рознящимися по времени цветения растений. Варианты кочёвок:

  • на территории одной сельскохозяйственной организации;
  • в пределах района, области;
  • межобластная кочёвка;
  • сверхдальний переезд.

Чем ближе следующее место медосбора, тем проще перевозка. Если рядом с пасекой (в радиусе 2000-2500 м) всегда имеются богатые, разновременные источники медосбора, то от кочёвок можно отказаться. Если ближайший медосбор находится на расстоянии 5000 м, тогда можно рассматривать переезд в другое место, как мудрое управленческое решение.

Если протяженность запланированного пути не превышает 2-3 сотен километров, то можно обойтись грузовым авто. При большем расстоянии, как вариант, следует рассматривать перевозку пчёл на поезде, речном, морском, авиатранспорте.

Неправильный подход к организации переезда является причиной запаривания пчелосемей. Как правило, происходит это из-за повышенной температуры на фоне большой концентрации в гнездах влаги. Это следствие неудачной подготовки пчелосемей к предстоящему переезду. В этом плане первым делом надо позаботиться о вентиляции ульев. Вероятность запаривания увеличится, если медовые зобики будут наполнены нектаром. Изолированные насекомые при закрытых летках сильно возбуждаются. Такое состояние ведет к ускорению обмена веществ, повышению образования тепла, а также потребности пчёл в корме. Параллельное потребление мёда, корма является причиной переизбытка воды в организме насекомых. Она собирается в трахеях и, наконец, выйдя из организма, делает пчёл мокрыми. Итог в этой ситуации один – гибель особей. Причина – удушье.

В дороге потери пчёл сопряжены не только с высокой влажностью. Насекомые гибнут и по причине высокой температуры в гнездах.

Как показала практика кочующих пасечников, закрытие летков при свободном пространстве над гнездами ведет к тому, что в каждом улье пчёлы начинают розниться по биологическому состоянию. Речь идет о:

  • первоначальном возбуждении;
  • шоке, сопровождающемся оцепенением;
  • выходе из оцепенения.

Первый вариант состояния имеет в начале пути. Следствие: в гнездах резко поднимается температура. Продолжительность первоначального возбуждения – около 30 минут. По истечению этого времени пчёлы переключаются в «режим» оцепенения, в котором они прибывают до приезда на новое место. Температура нормализуется. Практически сразу после остановки авто пчёлы повторно и при этом очень сильно возбуждаются. Значение температуры в гнездах растет до отметки 40 градусов и выше. Чтобы не потерять пчелосемьи нужно как можно быстрее разгрузить ульи, открыть летки.

При кочевке температура, равная 40 градусам, за 4 часа не навредит пчёлам (независимо от погоды). Хотя, минимальные потери возможны.

41-градусная температура губит открытый расплод, а при 45 градусах гибнут все пчёлы.

Стратегия подготовки пасеки к переезду

Крыши всех ульев трансформируются так, чтобы через них смог осуществляться воздухообмен. Альтернатива – использование кочевых сеток. Также не обойтись без разделителей, крепежных ремней, лент.

Перед транспортировкой нужно позаботиться о полномёдных, свежеотстроенных сотах, рамках с вощиной. Важно убедиться в надежной фиксации рамок в гнездах.

Все ульи избавляются от утеплительных подушек, потолочных дощечек. При этом холстики должны быть отвернуты на 1/2.

Минимальное значение свободного пространства над рамками – 15 см.

Удаляются заглушки вентиляционных отверстий крыш.

Совет: если вы имеете дело с нетиповыми ульями, тогда воспользуйтесь кочевыми сетками. Прибивание таких сеток к стенкам корпусов ульев категорически запрещено. Напомним, обязательное условие – свободное надрамочное пространство.

Все главные конструктивные элементы ульев надежно скрепляются.

Как ранее было сказано летки закрываются. При этом следует убедиться в непопадании света в ульи.

При высоком значении температуры пчёлы выкучиваются. Именно поэтому им необходимо свободное пространство. Допустим, вы столкнулись с ульем, который полностью забит пчёлами, как говорится, под завязку. Свободного корпуса нет. Как быть? В этом случае поможет магазинная надставка. Поверх ульев располагается металлическая кочевая сетка. От кочевой сетки, свободной надставки можно отказаться, если во всех ульях свободное пространство соответствует нормативному значению, и на крышах имеются вентиляционные приспособления.

Для надежной фиксации конструкций ульев используются специальные скрепы, которые могут быть представлены металлическими лентами, прорезиненными ремнями, оснащенными замками. Отказ от этих фиксаторов станет причиной нарушения целостности конструкций ульев.

Учтите, летки закрываются до погрузки.

Несколько слов о технике транспортировки

Если до очередного места недалеко, то лучшим временем для переезда станет ночь. Неплохим решением станет транспортировка пасеки утром и как можно раньше. При пасмурной, прохладной погоде допускается переезжать днём.

При непродолжительных остановках движок авто не глушится. В противном случае пчёлы переключатся на третье биологическое состояние – выход из оцепенения. Напомним, что в этом случае температура поднимается до критической для пчёл отметки. Длительная остановка требует разгрузку всех ульев с последующим открытием летков.

О незамедлительной разгрузке ульев и открытие всех летков мы уже говорили, не будем повторяться. Затяните с этим делом, можете попрощаться со своими пчелосемьями – все погибнут.

В принципе, это всё, о чем мы собирались вам рассказать. Удачи во всех начинаниях!